Фильмы смотреть online
Для просмотра фильма кликните на скриншоте. Показ фильма начнется через 30 секунд.
Оригинальное название: Dacii
Категория: Жанровое видео
Жанр: Драма, Исторический
Год: 1966
Описание:
Режиссер: Серджиу Николаэску
В ролях:Александру Нэрэску, Амза Пелля, Джо Бартон, Дьердь Ковач, Жорж Маршал /Georges Marchal/, Мари-Жозе Нат /Marie-Jose Nat/, Мирча Албулэску, Пьер Брис, Эмиль Ботта
"Даки" – снятый в 1966 г. фильм румынского режиссера Серджиу Николаеску, пленивший неискушённого советского зрителя масштабностью батальных сцен в стиле «пеплум» (пышное костюмное кино о древнеримском прошлом).
Сегодня фильм смотрится как исторический вдвойне, отражая не только ситуацию, предшествовавшую завоеванию Римом Дакии, но и грандиозные поползновения диктатора Чаушеску, стремившегося сотворить из подвластной ему Румынии социалистический мини-Рим. Картина героического румынского настоящего была успешно создана усилиями соцреалистов, на повестке дня тогда стояла задача создания героического прошлого. Битвам на заре возникновения румынского народа и посвящён этот фильм.
Сюжет несложен. Император Домициан нуждается в золоте, чтобы платить своей гвардии – преторианцам, сбросившим уже не одного правителя. Откуда взять золото? Нет ничего лучше маленькой победоносной войны - против Дакии, чья земля хранит несметные богатства. Молодой делегат Север отправлен Домицианом к дакийскому царю Децебалу в качестве посла, а отчасти и разведчика. Там он сталкивается с совершенно новой для себя реальностью, и враждебной, и странно влекущей. Даки готовы скорей умереть, чем покориться Риму. Эти храбрые воины удивляют всех своих врагов тем, что смерть встречают смехом. Децебал открывает римскому посланнику тайну: оказывается, покойный отец Севера, которого сын считал образцом римлянина, был даком и по заданию своего народа противодействовал в римском сенате надвигающемуся столкновению Рима и Дакии. Но теперь войны не избежать, и, несмотря на своё дакийское происхождение и даже на то, что дочь Децебала Меда понравилась Северу с первого взгляда, в войне он принимает сторону Рима. А Децебал во имя победы принесёт собственного сына в жертву Замолксе - Богу, которому поклоняются даки. Война только началась, но уже ясно, что римлянам не стоит ожидать лёгкой победы: им противодействует и полководческий талант Децебала, и храбрость его воинов, и коварный рельеф местности. Легиону, возглавляемому Севером, даки подстроили в ловушку в горном ущелье и забросали его камнями. Тяжело раненный Север, которого сочли мёртвым, остаётся на поле боя. Его спасает и выхаживает царевна Меда. В лесной избушке, вдали от столкновения враждующих армий, им ничто не мешает любить друг друга. Однако от войны никуда не денешься. Едва выздоровев, Север возвращается в стан римлян. Там ничего не изменилось: всё та же напыщенность Домициана, всё та же подковёрная борьба за власть и деньги… Изменился лишь Север: после дакийской открытости и простоты римское загнивание для него отвратительно. Он не хочет сражаться против народа, который успел стать для него родным, но и не может предать свой воинский долг. Раздираемый противоречиями Север соглашается на символический поединок с царём Децебалом и гибнет от его меча. Стоящие в чистом поле войска даков и римлян сдвигаются… Alles! Грандиозный финал.
Пространные фразы, роняемые то одним, то другим действующим лицом и карпатские пейзажи создают определенный эмоциональный настрой: «Мы - как раковины, которые стремятся вобрать в себя и шум моря, и его безбрежность». Николаеску ухитрился вложить в свой фильм частицу языческой печали, придающей весьма условному сюжету привкус легендарности. Он имел возможность на радость партии и народу закончить фильм торжеством туземцев в полном соответствии с фактами: при Домициане Рим проиграл Децебалу и даже обязался выплачивать ему ежегодно некоторую сумму под прозрачным предлогом «защиты дунайских рубежей»… Однако именно оказ от однозначных решений – сильная сторона румынского фильма. «Все эти герои - и даки, и римляне, взяты смертью, их больше нет», - вот чувство, которое пробивается в подоплёке красочного показа давно отшумевшей войны. Чувство, разумеется, недостаточно оптимистичное, и, наверное, чтобы исправить впечатление, было снято (уже другим режиссёром, Мирчей Дрэганом) правильное, идеологически выдержанное, жизнеутверждающее продолжение «Даков» - фильм «Колонна». К исторической истине, тем не менее, ближе трагизм «Даков», чем оптимизм «Колонны»: и завоевания римлян, и начинания Чаушеску потерпели крах. Осталась легенда, увековеченная в кино. И, справедливости ради, можно сказать, что фильм С. Николаеску – своеобразный памятник обеим эпохам, ушедшим в небытие.